Юноша и голубь

Просмотрено: 117 Отзывы: 0

Юноша и голубь

Эта история была записана несколько лет назад, и сейчас в метро вряд ли можно увидеть подобного юношу с голубем в клетке. Впрочем, и тогда все выглядело довольно фантасмагорически, хотя описанное здесь является чистой правдой. Никакой, даже самой малой, выдумки не понадобилось…

Московское метро, когда закончится утренний час пик, а вечерний еще не настанет, являет собой весьма удобный и приятный вид транспорта. Но ведь и правда – красивые станции (а в центре города так это и вовсе произведения искусства, исторические достопримечательности – не зря же там толпы иностранных туристов с фотоаппаратами ходят), комфортабельные интересные вагоны, особенно в последнее время, когда почти полностью обновился их парк и появилось большое количество красочных «тематических» составов. Получаешь немалое моральное и эстетическое удовольствие, когда из тоннеля вылетает вдруг поезд «Красная Стрела», или «Романовы», или «Россия – моя история»… Хочется вытянуться по стойке смирно, когда мимо проплывают вагоны с изображенными крупным планом лицами царей, императоров, полководцев и других выдающихся личностей. Чувствуешь: вот это сила – моя Россия!

Есть составы, где вагоны внутри превращены в настоящие картинные галереи: бархатистый цвет стен, живопись в красивых рамах…

А одним из первых, как мне кажется, появился состав, который я про себя назвала «Ностальгия». Он представляет собой интерьер вагонов метро 1950–1960-х годов. Подумать только, в окружении какой красоты ездили тогда люди в метро! Стены в рифленых панелях цвета «бергамот», между окнами фонарики с плафонами в виде чашечек ландыша, изливающие теплый неказенный свет… А самое замечательное – вишневого цвета пухлые кожаные диванчики: мягкие, уютные, как дома! Сядешь – и утонешь, пружины так и прогнутся упруго, приглашая к отдыху! В таком вагоне просто немыслимо увидеть недовольное лицо. По крайней мере, я не видела.

Но сегодня я стою на одной из станций Кольцевой линии, и подходит самый что ни на есть обычный, ничем не примечательный состав. Народу, впрочем, немного, и я вхожу с предвкушением спокойной пятнадцатиминутной поездки за чтением новой книги. Усаживаюсь посередине вагона, двери закрываются, состав трогается. Я раскрываю свою книгу, но вдруг до моего слуха доносится что-то настолько несоответствующее окружающей обстановке, что в первые секунды я совершенно не могу вместить это в свой ошеломленный ум.

Мне вдруг кажется, что из репродуктора после объявления следующей станции какой-то другой голос начинает читать текст… Евангелия

Мне вдруг кажется, что из репродуктора после обычного объявления следующей станции какой-то уже другой голос, хотя и не слишком громко, но вполне внятно и отчетливо начинает читать текст… Евангелия:

«…Когда Иисус переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа…»

Что это? Что это значит? Ведь этого просто не может быть! Чтобы в метро по радиосвязи читали Евангелие??

Я в полнейшем недоумении поднимаю глаза от книги и прямо перед собой, на противоположном диванчике, вижу юношу довольно необычного вида… Он очень худенький, просто какой-то хрупкий: одет предельно скромно, сквозь тонкую ткань брюк едва ли не просвечиваются худые, острые коленки. Сидит он очень прямо и прямо держит голову, а глаза прикрыты. Рядом с ним на соседнем сидении стоит большая проволочная клетка, а в ней – чудесный белый голубь, который, кажется, спокойно спит – глаза его тоже прикрыты, и клювик спрятан в пушистых перьях на груди.

Оказывается, этот странный юноша и читает Евангелие! Он читает его наизусть, спокойно и размеренно, и хотя не слишком громко, но очень внятно, так что даже несмотря на шум движущегося поезда, почти все пассажиры в вагоне его, несомненно, слышат. Но самое поразительное для меня то, что читает он до боли знакомым мне голосом!

Немного придя в себя, я пытаюсь сосредоточиться, чтобы вспомнить, где я могла слышать похожий голос, и к большой радости, но и к еще большему своему недоумению, припоминаю. Ну да, конечно же, я часто слышала очень похожий голос, который и произносил именно этот текст: «Евангелие от Марка». У меня дома долгое время хранился диск «Четвероевангелия» в записи Сретенского монастыря, и именно там голос, предельно похожий на тот, что я слышу сейчас, читал все тексты. Ошибиться невозможно – я столько раз слушала его! Тот же тембр, те же интонации, совершенно та же манера чтения, то есть все-все звучит абсолютно так же, как и на том диске…

Но что же все это может значить? Я, не отрываясь, гляжу на юношу и только тут замечаю на его груди табличку, висящую на шнурке: «Парень слепой, просит помочь деньгами на операцию».

Некоторые пассажиры, один или два, уже подошли к нему и вложили что-то прямо ему в руку, так как никакой сумки или кружки для подаяния у него нет. Он при этом на мгновение прерывает свое чтение, коротко благодарит, кладет деньги во внутренний карман своего пиджачка и продолжает чтение точно с того места, на котором остановился:

«…услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею…»

Атмосфера в вагоне совершенно необычная, все сидят притихшие, некоторые смотрят на юношу, не сводя глаз, некоторые же делают вид, что ничего особенного не происходит. Молодой мужчина, держась за поручень, стоит почти напротив парня, но неотрывно глядит на экран телефона в своей руке.

Остановка. Парень замолкает, когда в динамике раздается голос, сообщающий название станции, а после того, как поезд трогается, невозмутимо продолжает:

«…Глава шестая. Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за ним следовали ученики Его…»

Входящие немногочисленные (все же не час пик) пассажиры тоже вначале ошеломлены, не понимают, что происходит, но затем на их лицах появляются разные, очень выразительные эмоции. У некоторых радость и чуть ли не слезы в глазах, у некоторых – недоумение и поджатые губы. Но, удивительно, никто не возражает.

Поезд идет, юноша читает Евангелие, белоснежный голубь сидит, закрыв глаза и удобно вобрав голову в белый пух.

Голубь в клетке рядом, может быть, для того, чтобы оградить немного личного пространства? Чтобы пассажиры не затерли ненароком. А может быть, это его единственный друг – настоящий, сердечный, – голубь-то… Может, он всегда с ним, вот и сейчас сидит и внимает, и даже глаза прикрыты, как и у самого юноши…

Нет, ну а как же все-таки получается, что звучит все точно так, как и на том диске? Все до мельчайших деталей. Просто невероятно – загадка какая-то! Но и разгадка, я это чувствую, где-то рядом, она совсем простая, только я никак не могу уловить ее…

А сам-то такой тоненький, худенький, кажется дунешь на него – и улетит! Но лицо очень спокойное – ни тени заискивания или стремления разжалобить. Конечно, он совсем не похож на классического актера-попрошайку, разыгрывающего спектакль, – это ясно. Да и кто мог бы придумать такой спектакль, даже ради сбора денег? И к тому же заучить слово в слово такой сложный и длинный текст. На час чтения – не меньше! И вообще, явно чувствуется, что он его не только знает наизусть, но и хорошо понимает. И читает он словно больше даже для себя, чем для окружающих.

Парень, решив просить помощи, избрал такой необычный способ потому, что хотел дать людям что-то взамен. Причем что-то очень нужное и ценное

И тут до меня доходит. Ну конечно, это же так просто! Парень действительно слепой, действительно надеется на операцию и решился просить помощи у людей, но избрал такой необычный способ потому, что предельно честен и от себя тоже хотел дать людям что-то взамен. Причем что-то очень нужное, ценное и настоящее, а что может быть ценнее и нужнее спасающего Божьего слова? Парень верующий, но будучи слепым, не читал Евангелие по книге, а постоянно слушал ту запись Сретенского монастыря. И запомнил наизусть не только текст, но и голос, дикцию чтеца – что вполне объяснимо, ведь у незрячих людей очень чувствительный тонкий слух. И вот пришел – и читает.

Глас вопиющего в пустыне московского метро…

Я уже проехала свою станцию, но ведь это неважно – поезд идет по кольцу и тупик нам не грозит! В любом случае, хочется надеяться, что строгий голос по радио еще не скоро сообщит:

– Поезд прибыл на конечную станцию, всем необходимо выйти из вагонов…

Прямо как в последние дни человеческой истории строго скажет некий Голос всем – и тем, кто с радостью и удовольствием слушал спасительное евангельское слово, и тем, кто кривил губы и закрывал уши наушниками, слушая какие-то другие слова и звуки…

Я все же поднимаюсь и, выходя, вкладываю свою скромную лепту в тонкие пальцы «евангельского» юноши. Слышу тихое:

– Благодарю…

Двери закрываются, поезд набирает ход и быстро исчезает в тоннеле. Представляю, как юноша произносит:

– Глава восьмая…

Дома я посмотрела в интернете, кто читает текст той записи «Четвероевангелия». Оказалось, священник – отец Иоанн Лапидус. Знает ли он, что у него есть такой удивительный слушатель и такой прилежный ученик?..

Источник:  https://pravoslavie.ru/150895.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на апрель 2024 года

В середине весны верующие начинают готовиться к одному из главных событий для христиан — Воскресению Христову, которое мы привыкли также называть Пасхой....

Выбор редакции

Среда 6-й седмицы Великого Поста 2024. О незлобии

Кто незлобив, тот совершен и богоподобен. Преподобный Антоний Великий Бичевание Христа. Венеция. XIII в. Какое жалкое состояние – платить...