О семье, молодежи и умалении веры. Беседа с иеросхимонахом Иулианом (Лазаром). Часть 2

Просмотрено: 114 Отзывы: 0

О семье, молодежи и умалении веры. Беседа с иеросхимонахом Иулианом (Лазаром). Часть 2

10 марта 2023 года на 98-м году жизни преставился старейший афонский духовник иеросхимонах Иулиан (Лазар) из румынского скита Продрому. Богомудрый старец был духовником множества верующих из разных стран, с которыми щедро делился своим богатым духовным опытом. Обратимся и мы к мудрым советам новопреставленного иеросхимонаха Иулиана.

Художник: Микеле дель Кампо

Художник: Микеле дель Кампо

Часть 1: https://kubanpravoslavnaya.ru/text-questions/kak-prozhit-den-bez-greha-beseda-s-ieroshimonahom-iulianom-lazarom-chast-1/

– Вы видите причину кризиса нашего мира в отказе от веры. Можем ли мы считать аборт, как конкретную форму этого отказа, причиной трагедии, приносящей столько несчастий нашей стране?

Бог попустит, чтобы угнетатели стали еще безжалостней, пока из-за умножения зол и тягот народ не придет в себя

– Безусловно, по причине убийств и прочих грехов мы не вылезаем из нищеты. Ближе к концу книги Левит Бог устами пророка Моисея говорит избранному народу о том, что его ждет, если он не будет исполнять полученный Закон: если он не обратится от заблуждения греховного, а, наоборот, взбунтуется или, как говорится в Писании, «пойдет против» Бога, тогда Бог еще больше умножит тяготы, рабство и скорби народа (см.: Лев. 26: 21–39). Он попустит, чтобы угнетатели стали еще безжалостней, пока из-за умножения зол и тягот народ не станет есть плоть собственных сыновей и дочерей, и наконец, попав в рабство и измученный страхом, не придет в себя.

Это текст, приводящий в трепет и, увы, актуальный, описывает не столько справедливость Бога и Его гнев, сколько то, куда заводит человека отступление от Бога и впадение в идолопоклонство. Румыния – христианская, православная страна, и, думаю, в нашем случае речь идет не о вероотступничестве, а о заблуждении, оскудении руководства и вовлечении молодежи в грех всякими соблазнами, беспрепятственно навязываемыми врагами Церкви и Христа. Бог печется о том, чтобы люди были воистину верующими, а эти убийства – это кары, которые должны прийти, чтобы справедливость восполнилась.

– После наводнений 2005 года никто не сказал, что это прещение за грехи людские, а только что это явления природы, природные катастрофы.

– Прещения или испытания бывают к очищению и укреплению веры. Вы думаете, мы праведники и Бог нас наказывает, чтобы призвать к большей славе, как праведного Иова? Было бы хорошо, если бы это было так, но давайте лучше подумаем о народе Израиля: когда он в ветхозаветные времена грешил, оставляя Бога и поклоняясь идолам, кары сразу же приходили на него, хоть он и был избранным народом. Язычники и иноплеменники нападали на них, а когда они приходили в чувство, Бог выводил их из рабства и чужеземного ига. И к нам беды и страдания приходят, конечно, по причине наших грехов и для того, чтобы привести нас в чувства и призвать к исполнению воли Божией, умудрить, чтобы мы познали Бога и молились с большей верой.

– Как мы можем защищаться от губительных для души напастей?

– Истинно православной верой. Будем крепко держать дар молитвы и чувство утешения души благодатью, когда молимся всем сердцем и всем вниманием. Напасти, губительные для души, святые отцы называли стрелами или метаниями врага-диавола в крепость души, которые на деле являются внушениями или подстреканиями ко греху. Современный человек бесстыден и, не боясь, раскрывает свои чувства для всяких соблазнов, и ему очень трудно хранить себя от этих нападений, идущих из мира. Соблазны сильно умножились, особенно через телевидение, которое передает такие новости и картинки, чтобы шокировать души и вовлечь их в грех. Только усердствуя в непрестанной молитве и приковав взор к духовному свету, исходящему от лика Спасителя, Его Матери и святых на иконах, мы можем сделать крепкой свою душу против этих напастей.

– Вы имеете в виду бойкотирование телевидения, поскольку через него и другие средства душу сильнее всего можно атаковать и выбить из равновесия?

Пусть хотя бы верующие станут хозяевами телевизора, а не его рабами

– Было бы хорошо, если бы хоть некоторые сделали это, как делают те, кто желает участвовать в жизни, а не быть ее зрителями, как говорит отец Паисий Святогорец. Однако чуть ли не все выступают за телевизор, и я не знаю, как это осуществить. Они скажут, что там можно найти и хорошие вещи. Но пусть хотя бы верующие станут хозяевами телевизора, а не его рабами. Если он у тебя есть, выключи его, когда наступает время молитвы, чтобы не смешивалось добро со злом.

– Здесь очевидна драма: добро смешано со злом.

– Смешано. Люди дошли до подлинно демонической мудрости – смешивать добро со злом, делаясь орудиями врага. Вы когда-нибудь задумывались о том, что телевидение могло бы оказаться лицом лжепророка из Апокалипсиса (см.: Откр. 16: 13 и др.)? Оно смешивает зло с добром, чтобы преподнести его как добро. Это ложный свет, введший человечество в заблуждение, заставив его поверить, что у него есть своя собственная цель, совершенство и слава, без Бога. Однако Бог перед потопом сказал: «Не пребудет Дух Мой вечно в этих людях, потому что они плоть, они более не думают обо Мне, поэтому пошлю потоп» (см.: Быт. 6).

– Нынешняя молодежь находится под влиянием СМИ, общества, мирских реалий. Им очень трудно сохранить себя в чистоте, когда вокруг так много искушений. Какие мысли вы хотели бы передать молодежи сейчас, когда добро смешано со злом и отличить их трудно, потому что очень много обмана?

– Это хорошо сказано, что добро смешано со злом. Молодежи следует избегать бесстыдных передач, особенно такому нежному сердцу, которое хочет сохранить свою ясность и пребывать близ Бога. Сейчас срываются цепи с секса и всех грехов, и они врываются в нежные сердца молодежи, которая раньше не знала о душепагубных вещах лет до 20-ти и которой нужно расти в истине.

Некоторые признаются, что одержимы телевизором. Конечно, мало-помалу он улавливает тебя в свои сети, а ведь ты взрослый человек! Что уж говорить о куда более неразборчивых детях? Молодежь любознательна, ей хочется всё увидеть и узнать, но только такое познание есть не что иное, как постоянное повторение вкушения от древа познания добра и зла, произошедшее с Адамом в раю. А вот любознательность и познание мира святости может предохранить молодежь от горького вкуса греха и отчаяния, который следует за грехом. Во всем этом водовороте искушений им надо прислушиваться к голосу своего духовного наставника, плотских родителей и священников, чтобы вместе с ними научиться различать добро и зло и подвизаться в делании добра.

– Батюшка, дети больше не слушают родителей. Что делать родителям в этой ситуации?

– Пускай молятся Благому Богу, чтобы вернул их. Пусть поучают их, сколько могут; пусть покупают им книги, чтобы они сами всё поняли. А если всё же не возвращаются, пусть родители молятся о них, пусть запишут их на неусыпаемую Псалтирь и другие молитвенные требы, чтобы они освободились от сетей греха и бесовских уз. Пусть усердно молятся, с постом и земными поклонами. Молитвы родителей и дедушек и бабушек за детей очень сильны пред судом Божиим. За каждую душу идет духовная брань, а молитва и поминовение пред Богом людей, дорогих твоему сердцу, помогают ангелу-хранителю, святым и благодати одолеть диавола и все его узы.

Без молитвы не решается ничего на небесах и в жизни людей. Сколько могут, пусть увещают их, а если они их не слушают, пусть поймут, что из-за грехов иногда бывает как в притче о блудном сыне. Каждый человек проходит через этот мир, чтобы стало ясно, как он будет использовать дар жизни и свободы. Если дети не слушаются, они начнут гоняться за удовольствиями и потом столкнутся с болью. А родители пусть борются за них молитвой и пусть учат их, чтобы потом самим не оказаться виноватыми пред Богом в том, что не учили их.

– Многие молодые люди отвергают Церковь, потому что она не одобряет их удовольствий. Нам можно молиться за таковых?

Молодым надо отказаться от эгоистических удовольствий, чтобы познать радости, проистекающие из жертвы

– Родители могут молиться за них, ведь они произвели их на свет, это дает им право и обязывает молиться за своих детей. Это право любви. Конечно, Церковь может поминать их на неусыпаемой Псалтири для их просвещения, избавления от страстей и пробуждения для любви к Истине. Спаситель перед Пилатом говорит: «Я Истина, Путь и Жизнь. Кто слышит Мои слова, тот слышит Истину» (см.: Ин. 14: 6; 18: 37). Пусть молодые люди не предаются удовольствиям и страстям, проистекающим из себялюбия, потому что себялюбие – ничто в сравнении с любовью к Церкви. Молодым надо отказаться от эгоистических удовольствий, чтобы познать радости, проистекающие из жертвы.

– Батюшка, какими должны быть отношения между родителями и детьми в христианской семье?

– Прежде всего, члены христианской семьи должны быть истинными христианами и хранить чистоту. Вся непокорность детей родителям и недоразумения между ними происходят из-за грехов и оскудения веры в семьях. В псалмах сказано:

«Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным Своим сон» (Пс. 126: 1–2).

Семья – это крепость, охраняемая Богом, и она должна быть ею. Бог дарует тебе детей с чистой жизнью и послушных, если у тебя есть вера в Него и ты Его любишь. «Я дам мир как плод правды», – говорится в Ветхом Завете (см.: Ис. 32: 17). Он дает нам плоды нашей жизни – детей как награду за мир, который мы вкушаем в Нем благодаря молитве.

Сейчас люди не умеют хранить мир в своих домах, впускают в них все соблазны. А во времена моей молодости телевизоров, радио не было и молодежь была чистой. Священник исповедовал молодую пару, пожелавшую вступить в брак, причащал их, а потом читал над ними венчальные молитвы. Так и теперь надо делать всем, чтобы семья прочно стояла на православно-христианском фундаменте и супруги никогда не разлучались и не жили врозь. Было бы хорошо, чтобы и сегодня было так же. А чистые души встречаются всё реже. Когда читаются венчальные молитвы, они уже запятнаны, поэтому сегодня так много разводов и супруги не живут вместе[1].

***

[1] Из книги: Джордже Кэбаш. Современные монахи Святой Горы Афон (George Căbaş. Părinţi contemporani din Sfântul Munte Athos). Изд-во Anastasis, 2014.

Источник:  https://pravoslavie.ru/152713.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на июнь 2024 года

Июнь - месяц, насыщенный духовными событиями для православных верующих. В этот период выпадает целых 110 церковных праздников, каждый из которых несет в себе...

Выбор редакции

Святая великая княжна Татьяна Николаевна Романова (1897–1918)

Святая великая княжна Татьяна Николаевна Романова 11 июня (29 мая по ст. ст.) исполняется 127 лет со дня рождения второй дочери императора...