После смерти Сталина в марте 1953 года многие политические заключенные ждали освобождения и реабилитации. Но для отца Иоанна наступил новый, еще более трудный период заключения. Батюшка был этапирован в инвалидный лагерь, куда, по многочисленным свидетельствам, заключенных отправляли на верную смерть.
Гаврилова поляна. Бывшее управление лагеря. Современный вид
Последнее время пребывания на ОЛП 16 Каргапольлага отец Иоанн жил немного лучше, чем первые 2 года в лагере. Он смог перебраться из барака в землянку, где была возможность спокойно совершать молитвенное правило. Из переписки отца Иоанна видно, что в лагере он не только молился, но и отпевал умерших, и совершал таинство Крещения: в письмах содержатся просьбы прислать десятки венчиков и разрешительных молитв для отпевания, а также крестиков на шнурах. Устное предание говорит, что крестил батюшка даже начальника лагеря с семьей. Трудно с уверенностью утверждать, имел ли место этот факт, но точно известно, что с начальником режима Григорием и его женой Полиной у батюшки, а потом и у его московских духовных чад, сложились хорошие отношения. Возможно, благодаря этому отец Иоанн получил в лагере отдельное жилье.
Устное предание говорит, что крестил батюшка даже начальника лагеря с семьей
Однако сеть секретных осведомителей работала отлаженно. Слишком завидным показалось кому-то содержание заключенного Ивана Михайловича Крестьянкина. Когда и кем было принято решение о переводе отца Иоанна в инвалидный лагерь, осталось неизвестным. Но осенью 1953 года в срочном порядке очередным этапом его повезли с севера на юг.
Татьяна Окуневская, актриса, отбывавшая наказание в том же Каргопольлаге, в то же самое время была отправлена в инвалидный лагерь. Она вспоминала:
«Нас везут в Ерцево, этап полностью будет формироваться там. Прожектора, собаки, нас тьма-тьмущая… говорят, что в новом лагере будут комиссовать и отпускать домой: но пока… я впервые в телячьем вагоне. Те, что были раньше, с отгороженными отделениями, с решетками, туалетом, кажутся теперь международными вагонами, здесь грязь, вонь, параша, блатные, они рядом со мной. Только в аду, наверное, страшнее. Товарный вагон, на нижних нарах возможно еще сидеть, на верхних — или лежать, или присесть, скрючив голову. Блатные с гиком и хохотом захватили нижние нары, сбросили всех, кто нечаянно успел их занять, мы полезли наверх, старушек пришлось втаскивать. Молодежи нет — ушли по амнистии, а остальные сидят за все: за веру, за попранное Отечество, за честь, за справедливость… В этапе даже не умывались, не говоря уже о свежем воздухе — никакого»[1].
Отец Иоанн, как он сообщает в первом письме с нового места, провел в такой дороге 10 дней, с 12 по 21 сентября 1953 года.
После отъезда отца Иоанна из Каргопольлага в семье начальника режима Григория произошло несчастье — его жену Полину убили уголовники. Об этом случае упоминает и Владимир Кабо в своих воспоминаниях. Но красноречивее всего говорит об уголовной обстановке, в которой находился отец Иоанн почти 5 долгих лет, письмо самого начальника режима ОЛП 16, адресованное Матроне Георгиевне Ветвицкой и Галине Викторовне Черепановой. Григорий пишет:
«С приветом к вам, Гриша! Здравствуйте, Матрена Григорьевна и Галя. Сообщаю вам, что письмо ваше получил, за которое большое спасибо. Сообщаю, что ребята все перешли в другой класс[2]. Вас интересует Полина. Как она могла погибнуть — простая истина. Вечером кончила работу и стала выходить из кабинета, и трое бандитов в коридоре прихватили с целью изнасилования. Один бандит начал угрожать ножом, она левой рукой защищалась. Левую руку здорово порезали, а сзади в это время ударил через левое плечо, где порезали основные кровеносные сосуды, и изошла кровью. Операция не помогла, и так похоронили Полину Егоровну».
Это письмо датировано 2 июня 1954 года. К тому времени отец Иоанн уже более полугода жил в Гавриловой Поляне, инвалидном лагере на берегу Волги, в окрестностях Самары.
Условия содержания в Гавриловой Поляне сильно отличались от Каргопольлага. Строго ограничивалось и контролировалось получение посылок, а письма разрешалось отправлять только 2 раза в месяц. Как относился к таким переменам отец Иоанн?
Одно из первых писем[3] с нового места вполне дает представление об этом:
«Дорогие мои! Шлю вам, Дедушке[4] и д[яде] Володе[5], всем нашим родным и близким (поименно) Божие благ[ословен]ие, поздравление со всеми прошедшими и наступающими праздниками, и свой сердечный привет с самыми наилучшими пожеланиями. С 14-го октября на Волжском побережье установилась чудная погода: теплая и солнечная. Русская золотая осень радует и ободряет всех.
«Радуюсь, благодушествую и за всё благодарю Господа»
У меня всё обстоит вполне благополучно. Радуюсь, благодушествую и за всё благодарю Господа… Письмо, посланное вами 4/IX, мною получено своевременно, но ответить на него я не успел из-за моего переезда на новое место. Тогда я имел намерение послать вам пространное ответное письмо, а теперь я отвечу на него очень кратко: ‟Дети, любите друг друга”, т.к. отсутствие между некоторыми из вас, мои дорогие дети, должной взаимной любви, к которой я непрестанно призываю всех вас, меня очень печалит. Всегда надо помнить о том, что при отсутствии должной любви к ближним ничто не может быть угодным Богу. Поэтому всемерно старайтесь искренно любить друг друга, дабы каждое совершаемое вами доброе дело являлось угодным Богу и приносящим пользу вам. Серьёзно подумайте об этом, и тогда станет для вас всё ясным и понятным. Это моё последнее вам напоминание. Больше ни единого слова я не буду писать вам об этом, т.к. по данному вопросу мною было написано вам довольно много, но, похоже, результатов до сего времени еще не достигнуто. Терпеливо ожидаю. Моя совесть чиста и спокойна, а за своею вы сами следите. Она ведь является оком нашего нравственного сердца, положен[ного] Самим Творцом. Зрение мое находится в прежнем, хорошо известном вам, состоянии. Неотъемлемый мой долг состоит в том, чтобы я, нед[остойн]ый, всегда и везде был доволен и за всё благодарен Богу, милующему и утешающему меня, грешного…
По причине слабости своего зрения и устан[овленного] лимита отправки писем я буду иметь возможность писать вам редко, а вы старайтесь по-прежнему писать мне чаще. Не унывайте! Всегда радуйтесь и за все благодарите Бога! Да поможет Он всем вам во всем!»
Возможно, перестроенный барак Гаврилова поляна
Батюшка ни на что не жалуется и не описывает условий своей жизни. По воспоминаниям писателя Анатолия Эммануиловича Краснова-Левитина, который находился в той же самой Гавриловой Поляне, это было
«весьма своеобразное место. Исключительно живописное, на возвышенности, вид на Волгу. Когда-то это было любимое место для пикников самарского губернского общества. Теперь здесь инвалидный лагерь... Огорожен забором с вышками. Деревянные бараки. Сюда посылают инвалидов, абсолютно неработоспособных.
Две больницы; туберкулезники, блатные; один так называемый полустационар, где обретаются эпилептики, кретины, старики под 80 лет. В бараках инвалидных — тоже старики, по 58-й статье, выражаясь по-лагерному, ‟доходяги”. Лагерь заброшенный. Почти не кормят. Никаких удобств»[6].
Письма отца Иоанна из Гавриловой Поляны дают представление и о внешней, и о внутренней его жизни.
26 декабря 1953 года он пишет:
«Всех вас прошу и умоляю обо мне не беспокоиться, т.к. всё крайне необходимое я имею, а когда в чём-либо появится у меня нужда, тогда тотчас же вам об этом мною будет сообщено. Сердечно благодарю всех за искр[еннюю] любовь.
О приезде ко мне теперь (на чём очень настаивает д. Володя) даже и не помышляйте. Осуществление этого намерения необходимо отложить до весны, и то не без предварительного вз[аимного] согласия и должного глубокого рассужд[ения], т.к. здесь представляется свидание с близкими родствен[никами] строго один раз на 2 часа (точно в такой же обстановке, в какой мы встречались в январе мес[яце] 51 г[ода], когда вы приезжали с д. Володей), а не так, как это было на прежнем месте. Кроме всего этого, еще необходимо иметь в виду и переправу к нам через Волгу, которая в определен[ные] времена года также служит препятствием на пути следования в нашу местность, расположен[ную] в 25 км. от гор[ода] К[уйбыше]ва[7]. Предпринимать столь далекое путешествие, сопряженное с большой затратой сил, времени и средств, для того, чтобы видеть друг друга только 2 часа, я считаю такую затею совершенно бессмысленной и совсем необязательной. Будем с верою уповать на Бога, чтобы Он, Многомилостивый, ускорил нашу рад[остную] встречу в родной обст[анов]ке со всеми теми, которые дороги и близки моему любящему сердцу. Положимся же во всём на неизреченную благость Божию, спасающую и утешающую нас, нед[остойн]ых!»
Гаврилова поляна, вид сверху
В марте 1954 года отец Иоанн пишет:
«Дорогие мои! Сообщаю вам, мои милые, о тяжелой утрате, постигшей меня и моих родных и близких 14-го марта с.г., — смерти дорогой и любимой моей сестрички Танечки. Такова воля Б[ожия]. Скорблю и молюсь о ней… А вас же, мои дорогие, убедительно прошу усердно молиться в храмах Божиих об упокоении её бессмертной души в обителях Ц[арствия] Н[ебесного]».
Сестра батюшки Татьяна Михайловна Крестьянкина не дожила до его освобождения, хотя много хлопотала об этом. В следственном деле отца Иоанна сохранилось заявление его сестры Татьяны.
«ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПРОКУРОРУ СССР
От гр-ки КРЕСТЬЯНКИНОЙ Т. М.
г. Орел, ул. Безбожников, д. 55
Заявление
В 1950-м г. 29/IV был арестован мой брат, КРЕСТЬЯНКИН ИВАН МИХАЙЛОВИЧ, рожд. 1910 г., и осужден Особым Совещанием при МГБ СССР на 7 лет ИТЛ по ст. 58 п. 10.
Прошу Вас пересмотреть его дело, так как брат мой контрреволюционером никогда не был, и нет никаких данных к его осуждению. С детства он был хорошим, отзывчивым товарищем и примерным учеником. Находясь на гражданской службе, он честно трудился и всегда вел общественную работу, что подтверждается прилагаемыми документами.
Будучи глубоко верующим человеком, он стал священником, и свои обязанности исполнял так же честно, как и на гражданской службе, строго придерживался того, что требовал от него его сан. Ни в одном его слове не было агитации, а наоборот, он учил верующих быть патриотами своей Родины.
Ни в одном его слове не было агитации, а наоборот, он учил верующих быть патриотами своей Родины.
Справку о его деятельности церковной Вы можете запросить в Московской Патриархии. Обвинение его было основано на клеветнических доносах, вызванных завистью сослуживцев, и нет никаких документов, подтверждающих его виновность. В настоящее время он признан инвалидом по зрению и находится в лагере для инвалидов».
Это заявление датировано 12 марта 1954 года. Через 2 дня Татьяна Михайловна умерла и уже не узнала, что ответом на ее просьбу было «приговор Крестьянкину И.М. оставить без изменения».
О жизни отца Иоанна в Гавриловой Поляне оставил воспоминания А.Э. Краснов-Левитин.
Отказ в освобождении
Из воспоминаний Анатолия Эммануиловича Краснова-Левитина[8]
Наибольшей популярностью пользовался среди заключенных отец Иоанн Крестьянкин… Он священник и инок с головы до пят, и все мирское ему чуждо. Но он священник, и этого достаточно — и для прихожан, и для властей. Для прихожан — чтоб в короткое время стать одним из самых популярных священников в Москве; ну, а для властей — этого тоже вполне достаточно, чтобы арестовать человека и законопатить его на много лет в лагеря. В 1950-м году он, действительно, был арестован.
Обвинения, которые ему предъявлялись, были смехотворны даже для того времени
Обвинения, которые ему предъявлялись, были смехотворны даже для того времени. Так, ему ставилось в вину, что он на отпусте поминал Александра Невского святым благоверным князем (видимо, по мнению следователя, надо было назвать его «товарищем»). И все в этом роде. Тем не менее получил 7 лет.
В лагере возил на себе, впрягшись в санки, воду. Много молился. Все лагерное население к нему сразу потянулось. Всеобщий духовник. Начальство без конца его допекало и грозило тюрьмой. Приставили к нему специального наблюдателя — толстого здорового придурка из проворовавшихся хозяйственников. Запомнилась мне на всю жизнь почти символическая картина. Сидит на скамейке проворовавшийся хозяйственник, читает газету — он к тому же еще культорг в бараке. А за его спиной по площадке, окаймленной кустарником, бегает взад и вперед отец Иоанн. Только я понимаю, в чем дело. Это отец Иоанн совершает молитву.
Он близорукий. Глаза большие, проникновенные, глубокие. Несколько раз, приходя в барак, заставал его спящим. Во сне лицо дивно спокойное.
Несколько раз, якобы гуляя с ним по лагерю, у него исповедовался. Чистый, хороший человек. В феврале 1955 года он освободился.
Монумент на месте лагеря Гаврилова поляна
***
В 1955-м году отец Иоанн был освобождён по амнистии, на 2 года раньше срока. По устному преданию, записанному Т.С. Смирновой, накануне освобождения во сне к батюшке пришел преподобный Серафим Саровский и пообещал: «Скоро будешь свободен». Документов об освобождении в Следственном деле не сохранилось.
Накануне освобождения во сне к батюшке пришел преподобный Серафим Саровский и пообещал: «Скоро будешь свободен»
Судимость с Ивана Михайловича Крестьянкина не была снята еще в течение… 34 лет. Так он и жил, и стал всероссийским старцем, оставаясь в собственной стране «врагом народа». Только 14 марта 1989 года было получено заключение о том, что
«Крестьянкин Иван Михайлович подпадает под действие ст. I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. ‟О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в 1930–40-х и начала 1950-х годов”».
Так, всего за год до своего 80-летнего юбилея архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был реабилитирован.
В материалах статей «Следственное дело архимандрита Иоанна (Крестьянкина)» приведены фрагменты неизданных писем батюшки из заключения. Эти письма будут опубликованы в двухтомнике, который выйдет к 550-летнему юбилею Псково-Печерского монастыря в издательстве «Вольный Странник».
Братия Псково-Печерского монастыря приглашает паломников посетить святую обитель 5 февраля, в день памяти старца Иоанна (Крестьянкина). Подробную информацию о богослужениях, посещении кельи старца и Святых пещер, а также о том, как доехать до монастыря и где остановиться, можно узнать по ссылке: https://pravoslavie.ru/150650.html
[1] Окуневская Т. К. Татьянин день. М.: Вагриус, 1998. С. 390, 392–393.
[2] Все трое детей Григория и Полины в 1954-м году были школьниками.
[3] Письмо не датировано, судя по содержанию, оно написано осенью 1953 года.
[4] Так в лагерных письмах отец Иоанн называет митрополита Николая (Ярушевича).
[5] По всей видимости, священник Владимир Родин.
[6] Краснов-Левитин А.Э. Воспоминания. Часть II. Рук твоих жар. Гл. 14. Опять на берегах Волги. URL: https://azbyka.ru/fiction/ruk-tvoix-zhar-krasnov-levitin/14/
[7] Ныне город Самара.
[8] Краснов-Левитин А.Э. Воспоминания. Часть II. Рук твоих жар. Гл. 14. Опять на берегах Волги. URL: https://azbyka.ru/fiction/ruk-tvoix-zhar-krasnov-levitin/14/
Источник: https://pravoslavie.ru/150783.html